Новые обязанности для сайтов-агрегаторов. Что спросят с продавцов?

«С 1 января у сайтов-агрегаторов товаров и услуг появились дополнительные обязанности по Закону о защите прав потребителей (Федеральный закон от 29.07.2018 N 250-ФЗ). Владелец сайта-агрегатора должен разместить на сайте полные и достоверные сведения не только о товаре, но и о себе и продавце (фирменное наименование, юридический адрес, режим работы, ОГРН или ОГРНИП). Неразмещение может обернуться возмещением убытков пользователю.

Если товар не был передан или услуги не были оказаны, и потребитель направил продавцу уведомление об отказе от договора, агрегатору по требованию потребителя придется вернуть последнему предоплату. Возврат нужно провести в течение 10 дней со дня предъявления требования. Лучше не затягивать, иначе будут начисляться проценты за пользование чужими денежными средствами.

Это актуально для тех владельцев сайтов, которые позиционируют себя в качестве информационного посредника между пользователями, например, покупателями и продавцами, исполнителями и заказчиками, инвесторами и разработчиками (модель Amazon, Aviasales, Uber, «Яндекс.Такси», «Дром» и другие). При этом получателем товара, услуги, работы или денежных средств с использованием площадки является физическое лицо.

Закон о защите прав потребителей будет применяться, даже несмотря на заявления владельца сайта в пользовательском соглашении об обратном. Стоит помнить, наличие таких оговорок может стать основанием для блокировки сайта как площадки, на которой размещена не соответствующая закону информация.

Что это значит и что и кому делать?

Если у вас есть сайт-агрегатор, где размещается информация о товарах, работах, услугах третьих лиц и совершаются сделки с получателем-физическим лицом, новые правила, увы, для вас.

Чтобы не стать жертвой потребительского экстремизма и не потерять время, деньги и репутацию, рекомендуем проверить пользовательское соглашение на наличие противоречащих закону оговорок, четко разграничить зоны ответственности с продавцом, а также помнить про возможное возмещение убытков потребителю из-за размещения на сайте неполной или недостоверной информации».

Елизавета Разина, юридическая фирма «Ветров и партнеры».